Высказывания Учителей




Морис Николл



Очищение эмоций

Очищение эмоциональной жизни в этой Работе может быть искусственно разделено на две части — для удобства практического самонаблюдения. Сначала мы будем работать с эмоциями, возникающими из ложной личности или воображаемого «я», т.е. воображаемого себя, на которое эта Работа постоянно обращает ваше внимание. И оно должно быть делом ежедневного изучения и работы, учитывая тот факт, что оно является источником неправильного понимания, несчастья и обиды в повседневной жизни. Эта ложная личность, которая формируется самими нами и влияниями окружающей среды нашего воспитания, которая присутствует, так сказать, как разноцветный пузырь, на поверхности нашей психической жизни, приводит в беспорядок и сумятицу весь наш внутренний мир. Она формирует часть нашего приобретенного бытия. Основной причиной почти всех недоразумений, возникающих во внутреннем мире человека, так же как в сфере человеческого общежития и во всех возможных человеческих отношениях, является этот психический фактор, который называется Ложной Личностью и формируется в подготовительный период жизни.

Стимулирование этого фактора в человеке, как до, так и во время периода ответственной жизни, вызывает такие эмоции, как тщеславие и самолюбие. Эти эмоции, возникающие из-за стимулирования ложной личности, препятствуют нормальному развитию Эмоционального Центра. Можно сказать также, что они препятствуют любому развитию сознательности. Они стоят на пути к Третьему Состоянию Сознания — Состоянию Самосознания. Та степень счастья и самосознательности, которая должна присутствовать в настоящем человеке и в мирном существовании человечества, почти целиком зависит от отсутствия тщеславия и самолюбия. Но эти эмоции могут принимать скрытые формы, и поэтому они требуют долгого и искреннего внутреннего наблюдения, глубокого проникновения в себя и постепенной самореализации. Очень часто люди воображают, что у них нет этих эмоций, и хотя их постоянно обижает и оскорбляет то, что говорят другие, и то, как с ними обращаются, они не видят, что это связано с тщеславием или самолюбием. Через некоторое время, когда глубоко скрытая совесть начинает просыпаться, человек может почувствовать эти эмоции с помощью внутреннего вкуса. Это нечистые эмоции. Это то, что обычно подразумевается под нечистотой в религиозных текстах, то, что так критикуется в Евангелиях, например, в отношении фарисеев, которые все делают, чтобы это видели люди, т.е. из тщеславия и самолюбия. Вы знаете, что когда вы делаете добро другим и считаете это заслугой, то вы делаете добро только по отношению к своему эгоизму. Это является нечистотой в эмоциях. Но если вы делаете что-то из любви к этому, то ваше действие является чистым. К несчастью, это, как правило, случается только в связи с удовлетворением наших аппетитов.

Что касается очищения эмоциональной жизни, то вторым важным фактором является, как вы знаете, фактор негативных эмоций. Я не буду сейчас говорить о них, я только напомню вам, что они принимают разные скрытые формы. Со временем вы сможете распознавать их с помощью внутреннего вкуса. Они все плохо пахнут. Вы также должны помнить, что человек рождается без ложной личности. Но так как ребенок рождается среди спящих людей, которые получают удовольствие от своих негативных эмоций, то он приобретает их, как инфекцию. Ребенок имитирует то удовольствие, которое люди получают от негативных эмоций, и формирование ложной личности способствует этому процессу, так как через тщеславие и самолюбие легко формируются обидчивые состояния бытия во всем их бесконечном разнообразии.

Наш уровень бытия характеризуется нечистым состоянием эмоциональной жизни, которое описано выше. Работа над бытием относительно Эмоционального Центра требует поэтому, помимо других вещей, усилий, направленных на то, чтобы наблюдать и осознавать существование этих эмоций в себе, замечать их происхождение, ход развития и действие, которое они производят. Когда мы действительно осознаем что-то в себе, то мы встаем на путь к изменению этого. Само по себе осознание, если оно достаточно полное, начинает изменять это.

Как только вы ясно увидели что-то в себе, в вашем бытие, то это приводит к тому, что вы видите что-то еще. Поймите, что бытие должно измениться, измениться во всех без исключения, и оно должно измениться здесь и сейчас.

Религиозные люди часто думают, что они изменятся когда-то в будущем, или они воображают, что такие, какие они есть — с их уровнем бытия, со всеми негативными эмоциями, с тщеславием и самомнением, со злобными высказываниями в адрес других людей, с ревностью, неприятными странностями и т. д. — они могут достичь Бога.

Есть много других похожих иллюзий, и все они обусловлены тем, что люди не видят своего уровня бытия, который в действительности определяет наше положение на шкале или лестнице бытия, простирающейся вверх до Божественного Бытия. Каждый находится в определенном месте на этой лестнице.

В этой Работе, в ее психологической части, вы получаете знание о том, как изменить бытие, и это знание нужно применить к вашему собственному бытию с помощью самонаблюдения в соответствии с тем, что знание предлагает вам наблюдать. Из этого вы получите знание вашего бытия и сможете работать над своим бытием.

Если вы будете обладать каким-то знанием вашего бытия и работать над ним, то вы сможете войти в положение другого человека, понять его и, таким образом, помочь ему — но только настолько, насколько вы обладаете знанием себя и ваших собственных трудностей. Вы также сможете различать, когда вы говорите из тщеславия или чувства превосходства, из негативного чувства, из желания обидеть или просто покритиковать и т. д. Короче говоря, вы сможете отличать чистое от нечистого в себе лучше и, исходя из этого, сможете более чисто говорить друг с другом.

Давайте рассмотрим разные стороны отождествления с самим собой.

Для начала нужно сказать, что в том месте, где вы отождествлены с собой, там вы не можете быть пассивными по отношению к самому себе. Быть отождествленным с собой значит быть привязанным к чему-то в самом себе, что вы принимаете за самого себя.

Предположим, вы привязаны к идее о том, что вы правдивый человек. Это значит, вы привязаны к такому представлению о себе. Вы представляете себе самого себя как правдивого человека. И где бы вы ни оказались, вы, так сказать, всюду носите с собой это представление. Вы являетесь этим представлением. Оно повсюду следует за вами, даже если вы не говорите правду. Это не имеет значения для представления, которое у вас существует о самом себе и к которому вы крепко приклеены. Если определенные обстоятельства заставляют вас почувствовать, что иногда вы бываете не совсем правдивы, то вы сразу же начинаете оправдывать себя, объяснять, приводить аргументы и т.д., пока не почувствуете себя опять внутренне комфортно, в согласии с этим представлением о себе, которое преобладает в вас. Это значит отождествляться с собой. Это пример такого вида отождествления, как отождествление с представлением о самом себе.

Конечно, таких представлений легион. Но у каждого есть свои особые представления о самом себе, с которыми он отождествляется.

Одним из источников дисгармонии в нас и негативных состояний являются наши представления о самих себе. Когда какое-то представление, так сказать, задето, мы демонстрируем повышенную чувствительность, которая выражается через депрессию, обиды, коротко говоря, через негативные состояния. Если мы носим с собой очень много разных представлений о самих себе, то мы сильно отождествлены с самими собой. И чем сильнее мы отождествлены, тем больше мы склонны чувствовать огорчение, уныние, разочарование и т.д.

Конечно, не только представления делают нас склонными к унынию. Но наши представления о самих себе образуют источник неустойчивости в нас. Представления формируются из тщеславия и воображения — т.е. они относятся к Ложной Личности, к Воображаемому «Я». Мы особенно сильно отождествляемся с тем, что относится к Ложной Личности. Если бы мы действительно смогли увидеть через непосредственное проникновение в самих себя, что мы совсем не являемся теми, кем воображаем себя, тогда сила Ложной Личности уменьшилась бы. С одной стороны, мы бы что-то потеряли, но на самом деле мы бы приобрели гораздо больше взамен утраченного. Но мы всегда защищаем себя, даже если знаем, что не должны делать этого. Причина в том, что два гиганта — Тщеславие и Гордыня — не позволяют нам уступать — по крайней мере, не позволяют нам уступать другим.

Поэтому помочь нам может только самонаблюдение. Вы сами, увидев самих себя, можете уступить самому себе. Должно произойти разделение между наблюдающей стороной и наблюдаемой стороной. И сначала нужно наблюдать все пассивно, освещать все светом сознания без критики.

Если у вас есть представление о себе как о правдивом человеке, то вы должны наблюдать в течение долгого времени, как часто вы лжете. Только внутреннее осознание разрушит силу этого представления, с которым вы отождествились и рабом которого вы стали.

Одна из самых больших трудностей в Работе состоит в том, что нужно продолжать ее, когда задето тщеславие. Это просто показывает, что все наши действия обусловлены тщеславием, хотя мы этого и не осознаем.

Вся взрывная, острая, враждующая обидчивость жизни обязана своим существованием двум гигантам — Тщеславию и Гордости. Можете ли вы продолжать делать что-то, когда вам говорят, что у вас это плохо получается? Ваше тщеславие может быть задето, но ваша гордость поможет вам. В любом случае, если вам это удается, то вы может быть уверены, что вы действуете не из одной только личности, но возможно из чего-то истинного, более глубокого и, значит, более реального. Однако может оказаться, что это просто гордость, повернутая наружу, которая пришла на помощь тщеславию. В то же время через гордость, повернутую вовнутрь, человек может оставаться верным Работе и в конце концов найти истинные мотивы, которые не имеют ничего общего с поверхностными ощущениями, но исходят из настоящей оценки Работы. Это значит достигнуть эмоции за пределами эго-эмоций.

Вы должны помнить, что в полностью развитой школе этой Работы, ваше Тщеславие будет ежедневно получать удары, и многие из-за этого уходят прочь в негодовании.

В Институте во Франции нас предупреждали по приезде, что «у личности нет почти никаких прав существовать здесь». Но эта фраза оставалась для нас пустым звуком. Мы не осознавали, что она значила — это пришло позже. Если перейти на более высокий уровень, то мы можем вспомнить, что многие люди покидали Христа, так как «они были оскорблены им». Это значит, что они эмоционально отождествлялись с тщеславием, основанным на ощущении собственной ценности. Быть таким просто абсурдно. Вы поймете позже, почему я говорю это, если еще не видите этого сейчас. Но во всем этом есть более глубокий аспект — когда Работа действительно сталкивает вас с самим собой. Это тот момент, когда люди перестают работать и просто теряются. Это то место, где можно перестать так сильно отождествляться эмоционально с тем, чем вы являетесь. Вы будто завязли в иллюзии, от которой уже не можете уйти, хотя она больше не способна стимулировать вас. Однако вы должны начать осознавать, что вы были привязаны к иллюзии, которую вы сами называли «Я», и что вне этой иллюзии вы можете обладать чем-то реальным — т.е. тем же самым, чем обладаете сейчас, но по-другому.

Давайте рассмотрим другой аспект эмоционального отождествления, который иллюстрирует одну из многих трудностей на пути к достижению пассивности по отношению к самому себе — к этому человеку, которого зовут А, к этому активному монстру Франкенштейна, к созданию которого склонили человека. Теперь этот монстр гордо вышагивает в маленьком мире человека и руководит им, говорит так, будто бы он есть «Я», и постоянно поет разные песни, то высокопарные и хвастливые, а то благочестивые и скромные.

Этот монстр, эта машина, к которой вы прикреплены — что вы думаете о ней? Нравится ли вам она?

Каждый из нас привязан к своей машине. Помните, Работа учит, что каждый человек — машина, но все машины разные — одни громкие, как пушки, другие болтливые, как печатные машинки, третьи тихие, как электрический счетчик в коридоре. Люди сравнивают себя с другими. Иными словами, машины сравнивают себя с машинами и отождествляются с собой через сравнение. Если вы шумная машина, вы, возможно, чувствуете свое превосходство по отношению к тихой машине. Если вы тихая машина, то вы благодарите Бога за то, что вы не громкая машина и т.д. Это один из источников эмоционального отождествления с самим собой — т.е. источник любви к себе. Евангелия говорят, что человек должен начать ненавидеть себя. Эта Работа использует другой язык, но в ней заключен такой же глубокий смысл.

Работа говорит, что человек должен стать пассивным по отношению к самому себе. Но идти против привычных реакций на жизнь очень больно. Вам кажется, что вы слишком многое теряете. Однако вы не теряете ничего настоящего, и через некоторое время вы начинаете чувствовать, как в вас проникают новые формы жизни. Вы возвращаетесь к старым ситуациям, но вы сами уже стали иными. Мир остался таким же, но вы воспринимаете его иначе. Вещи, события остались такими же, как прежде, но вы уже по-другому относитесь к ним. Даже люди остались все теми же, но вы видите и чувствуете их по-другому. Когда вы переходите с одного уровня бытия и переживания на новый уровень, то вы сталкиваетесь с очень болезненным разрывом. Вы будто покидаете что-то знакомое и близкое. Если вы остаетесь верным Работе, то через некоторое время вы обнаружите, что вы снова можете испытывать все переживания в полной мере — но по-новому.

(Морис Николл “Психологические комментарии к учению Гурджиева, Успенского”)


Hosted by uCoz