Раджа йога




Раджа-Йога – переводится как царская йога.

Цель Раджа-Йоги, в достижении чистоты сознания и полного самоконтроля, контроля над внутренней энергией, то есть стать глубоко осознанным , овладеть самим собой, стать самим собой.

Термин «Раджа йога» тесно связан с мастером Патанджали, именно он собрал воедино эту восьмиступенчатую систему самореализации.



ВОСЕМЬ  СТУПЕНЕЙ  ЙОГИ  ПАТАНДЖАЛИ:

  1. Яма– освоение основных этических правил.
  2. Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие ученика.
  3. Асана – поза, положение.
  4. Пранаяма – контроль над праной.
  5. Пратьяхара – контроль над чувствами.
  6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение.
  7. Дхьяна – созерцание, медитация.
  8. Самадхи – соединение с Вселенской энергией, с Высшей Реальностью, с Богом.


1. ЯМА

Освоение основных этических правил



Первое правило : Ахимса – не причинение вреда.

Не причинение вреда – стремление не причинять вред всем живым существам в делах, словах, мыслях и эмоциях.

Ахимса также рассматривается, как Любовь ко всему существующему.

Работа на этой ступени начинается с борьбы с грубыми порочными проявлениями своего низшего я, эго, прежде всего – в эмоциональном реагировании. Важным методом здесь является покаяние: искреннее раскаяние в совершённых этических ошибках с ментальным анализом тех ситуаций и нахождением правильных их разрешений.


Второе правило : Сатья – правдивость и честность.

Об этом лаконично сказал Иисус Христос: пусть слово твоё будет: если да – то да, если нет – то нет. Только в том случае, если мы ведём себя так, мы можем заслужить уважение и у людей, и у Бога.

Быть искренним перед самим собой, вот что нужно для реализации этой заповеди, без которой не возможно начать духовное восхождение. Но бывают случаи, когда мы не можем сказать правду, ибо это причинит кому-то вред. Тогда - лучше промолчать или уклониться от ответа…

Солгав же, мы становимся грешниками пред Богом и заложниками своей лжи пред людьми, ибо нам потом придётся опасаться разоблачения, жить в тревоге, а не в состоянии устойчивого и чистого покоя.


Третье правило : Астея – не укради.

Астея – отказ от стремления к обладанию чужими вещами.

Нужно устремиться вецело внурь к познанию Бога.

Стремление же обладать материальными вещами, к тому же чужими, - порождает привязанность и ведёт к загрублению сознания.


Четвёртое правило : Брахмачарья – это следование путём Брахмана.

Брахмачарья переводится буквально, как «поведение Брахмана» и подразумевает построение жизни в соответствии с духовными идеалами. Это подразумевает отказ от собственных «земных» желаниях (кроме элементарного обеспечения тела) и перенаправление своего внимания на Бога, на поиск Его умом, а затем и развитым сознанием. Это, скорее, состояние ума и духа.

Многие мудрецы и йогины Индии были женаты и выполняли социальную и моральную ответственность.

Брахмачарья – это путь мудрости, жить в этом мире будучи не от мира сего.


Пятое правило : Апариграха – бескорыстие, не стяжательство.

Умеренность во всём.

Свобода от ненужных вещей, которые лишь отвлекают от главного и не являются жизненно необходимыми.



2. НИЯМА

Внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие ученика


Первое правило : Сауча – внутренняя и внешняя чистота.

Через практику Саучи мы достигаем чувства отстранённости от тела.

  1. чистота тела: Практика крийи, асан и пранаямы. Физическая и энергетическая читота принимаемой пищи. Гигиена, ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте и порядке.
  2. чистота речи: соблюдения норм языка, хорошая дикция, нравственность высказываний.
  3. чистота мыслей: отсутствие отрицательных эмоций таких, как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, страсть, вожделение и т.п.

Второе правило : Сантоша – удовлетворённость.

Сантоша это поддержание постоянного положительного эмоционального фона, что должно стать естественным состоянием для йогина.


Третье правило : Тапас – строгость, аскетизм, самоограничение.

Тапас буквально переводится как «жар», «горение», «пламень».

Практика тапаса закаляет волю, что даёт йогину крепость тела, чистоту ума и силу духа.

Практика тапаса это пост, длительное сидение, длительное молчание, и т.п. Любые самоограничения и принуждения себя ради борьбы со своими пороками.

Тапас учит в том числе духовной дисциплине, следованию принципу «надо» в место «хочу».


Четвёртое правило : Свадхьяйя – самообразование, самоанализ.

Это изучение себя и изучение через себя.

Любая форма медитации является средством подобного изучения себя.

Изучение философских текстов любых систем и религий, духовные беседы, чтение полезной эзотерической литературы даёт самообразование, способствующему полному осознанию смысла своей жизни и пути к Совершенству.


Пятое правило : Ишвара Пранидхана – преданность высшим идеалам, вера в Бога.

Посвящение йогином всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели.

Дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведёт к совершенству. Это путь затрагивает сердце, чувства. А так же ощущение пронизанности всего сущего Сознанием Творца (Ишвары), ощущение постоянного Его присутствия вне и внутри нас.


3. АСАНА

Поза, положеие


Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной.

Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела.

Асаны укрепляют и очищают тело, развивают осознанное сосредоточение и расслабление, необходимое на последующих ступенях йоги.

Основное значение асан – сделать ум и тело здоровыми. Но это лишь средство настройки ума и тела. Не следует останавливаться на этом промежуточном этапе, даже достигнув его высот. Если человек встаёт на путь культа тела, то он погиб для йоги.

Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.


4. ПРАНАЯМА

Контроль над праной


Прана означает «жизненная сила», а «яма» - контролировать, управлять. Контроль над праной приостанавливает беспокойную деятельность ума.

Прана – энергетическая основа всего сущего. С помощью пранаямы удаляются покровы, скрывающие внутренний Свет.

Пранаяма – это работа с энергией, переход в состояние осознания себя в качестве энергии, а не материальным телом.

Часто пранаяму связывают с дыхательными упражнениями. На самом деле такая связь существует. Но так же можно отметить, что во многих школах применяют и другие практики, позволяющие реализовать этот этап. Этот этап как переходный – подготовительный к практике медитации.

Только освоив эту ступеньку, можно начать эзотерическую работу по приображению себя как сознания.


5. ПРАТЬЯХАРА

Контроль над чувствами (вкус, прикосновение, запах, зрение, и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем


Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувственных объектов, отвращение чувств от привязанностей и влияний внешнего мира. Перенаправление своего внимания от внешних объектов внутрь самих себя.

Длительное сосредоточение на внутреннем, приводит к очищению и накоплению достаточного количества свободной энергии, для того чтобы идти глубже. Эта практика приводит нас к правильному сосредоточению и медитации.


6. ДХАРАНА

Концентрация, сосредоточение на объекте или на процессе практики


Дхарана – это мысленное сосредоточение на благоприятных объектах, реальных или воображаемых.

Сосредоточение сознания сердца на Мастере, воплощённом или невоплощенном.

Когда достигнута пратьяхара, дхарана подразумевает концентрацию только на сердце. Сердце (чакра анахата), чентр чистого сознания, расположен в грудном отделе наших тел. Концентрация в нём и есть дхарана.

Для благоприятной концентрации необходим полный покой и релаксация тела и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.


7. ДХЬЯНА

Созерцание, медитация


Центрирование в чистом состоянии сознания, созерцая свой ум и есть дхьяна.

Для начала нужно созерцать форму - это медитация на объект.

Далее, следует осознать того, кто созерцает форму.

Когда достигается осознание созерцателя, центрирование в чистой созерцательной энергии, становится возможным длительное созерцание объекта. Такое состояние и есть медитация.

Продолжая непрерывное пребывание в состоянии медитации, мы спонтанно двигаемся к своей конечной цели, к полной свободе, к самореализации, что и соответствует следующей ступени.


8. САМАДХИ

Соединение с Вселенской Энергией, с Высшей реальностью, с Беспредельным, с Изначальным Сознанием, с Богом


Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отдельны друг от друга – это состояние называется Самадхи.

Самадхи – состояние равновесия, в которм душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно.

Это Адвайта или отсутствие дуальности.

Самадхи – это высшая точка медитации, где медитация прекращается, где происходит слияние йогина с Вселенским Духом и обретается Единство.



Одновременная практика Дхарана, Дхьяна и Самадхи - Самьяма.

Быть естественным, в гармонии с космическим законом – такой смысл, вкладывает Патанджали в слово «Самьяма».


Иногда эти восемь ступеней делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопостовляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежать спицефически к раджа-йоге.


Весь процесс йоги – это движение внутрь.

Шаг за шагом, а их всего восемь, Патанджали приводит нас домой.

Первые пять шагов – яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара – помогают нам уйти в глубину себя, за пределы тела. Тело это первый концентрический круг вашего существования.

Второй шаг направлен за пределы ума.

Три внутренних шага – дхарана, дхьяна, самадхи, ведут нас за пределы ума.

За пределами тела и за пределами ума находится ваша сущность, лежит центр естества. Этот центр естества Патанджали называет бессемянным самадхи – кайвалья. Встретиться лицом к лицу со своим собственным основанием, со своим собственным естеством, узнать, кто вы есть.


Таким образом, весь процесс можно разделить на три части:

            первая, как переступить пределы тела;
            вторая, как переступить пределы ума;
            третья, как прийти к своему собственному естеству.



Hosted by uCoz